Содержание
Какой родитель не хочет, чтобы его дети росли ответственными и самостоятельными, с легкостью справлялись со своими домашними обязанностями и всегда слушались. И как было бы хорошо, если бы это происходило без слез, ссор, криков и постоянных уговоров, как по взмаху волшебной палочки! Однако не все дети спешат убираться в своей комнате или делать уроки. И тогда задачей взрослого становиться убедить или даже заставить ребенка сделать это. Но, к сожалению, не все дети поддаются уговорам и спешат исполнить родительские указания. И когда терпение пап и мам заканчивается, то конфликта не избежать!
Разрешите представиться! Меня зовут Мещерякова Ирина, я кандидат психологических наук, сертифицированный гештальт-терапевт. В моей психологической практике мне не раз приходилось сталкиваться с подобными проблемами. Ниже я хочу поделиться с Вами несколькими эффективными способами взаимодействия с ребенком. С помощью данных рекомендаций вы не только сможете найти общий язык с ним, но и создать теплые, доверительные отношения.
1. Не оценивайте!
Вместо этого основной акцент нужно делать на процессе работы и усилиях ребенка. Фраза «Ого! Ты уже давно читаешь эту книгу, и не бросил, даже когда сталкивался с неизвестными тебе словами» мотивирует гораздо больше, чем простое «Какой ты хороший читатель!». То есть, Вам нужно обращать внимание на то, что и как делает ребенок, проявлять интерес к его деятельности, подчеркивая именно сам процесс работы и старания вашего малыша. А также то, как успешно он преодолевал трудности и преграды.
2. Будьте как можно конкретнее.
Постарайтесь хвалить работу ребенка не в целом, а замечая какие-то отдельные детали, которые у него получились особенно хорошо. Это показатель того, что вы внимательно относитесь к нему и к его деятельности, а также вы действительно цените то, что получилось. Такой прием помогает и самому ребенку понять ценность того, что он сделал. Вместо «Хорошая работа!» лучше сказать «Я вижу, что ты сложил все кубики в коробку, и теперь они все на своем месте».
Однако, если вы заметили, что работа не выполнена целиком, и, например, часть игрушек еще не убрана, всегда начинайте с положительных моментов, с того, что малышу удалось сделать, прежде чем вы сформулируете то, что еще не сделано. «Единственное, что осталось сейчас — это довести грузовики до их места на полке. Хочешь показать мне как ты это делаешь?»
3. Избегайте сравнений!
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми – его друзьями, одноклассниками, братьями или сестрами. Сравнение как в лучшую, так и в худшую строну не пойдет ему на пользу. Ставя в пример кого-то другого, вы снижаете ребенку самооценку («Вот видишь, Егор получил пятерку, а ты тройку. Ты ни на что не способен!»). Однако, сравнение в другую сторону также весьма сомнительно. Фраза «Слава богу, тебе нравится делать домашнее задание, и мне не нужно заставлять тебя как твоего брата!» создает иллюзию того, что ребенок достаточно хорош, только если его брат не делает домашнее задание. Поэтому просто скажите: «Мне нравится, что ты самостоятельно делаешь домашнее задание, сразу, когда приходишь домой. И мне не нужно тебя уговаривать!»
4. Делитесь своими чувствами!
Все дети нуждаются в поддержке и тепле. Почаще рассказывайте вашему ребенку, какие чувства у вас возникают во время игры с ним, в ответ на его поступки или слова. Щедро делитесь с ним своей радостью, когда его поведение вызывает у вас гордость и приятные чувства. «Я ценю, что ты почистил зубы всего лишь после одного напоминания» или «Когда ты помогаешь мне так в продуктовом магазине, то делать покупки намного проще. Мне нравится, что мы с тобой команда!».
С другой стороны, не бойтесь говорить детям о том, что вас расстраивает: «Мне очень грустно, когда ты не слушаешь, что я говорю». Задача не в том, чтобы вызвать у ребенка чувство вины. Наоборот, говоря о своих переживаниях, вы даете детям очень важную информацию о том, как их действия влияют на других людей.
5. Научите ребенка разбираться в чувствах
Очень важно уделять внимание чувствам, возникающим у вашего ребенка. Но еще важнее, помочь ребенку самому понять, что с ним происходит. И делать это нужно через называние чувств и состояний, в которых находится ребенок. При этом, нужно не просто вербально называть чувства («ты сейчас злишься или ты сейчас устал»), но и предлагать ребенку наиболее подходящие и приемлемые способы обхождения с ними (бить подушку, а не брата; лечь отдохнуть и т.д.).
Если ваш малыш чувствует, что он «испортил» свою работу (рисунок или поделку) и очень расстроен, успокойте его! Для этого подойдет фраза вроде: «О! Это так обидно! Но все совершают ошибки! Попробуй еще раз, или мы можем вместе сделать что-то еще».
6. Верьте в своего ребенка!
Вера в способности своего ребенка и признание, которое вы даете ему, имеют невероятную силу. Скажите своему малышу: «Я верю в тебя! Ты сможешь это сделать!». Эти простые слова вдохновляют детей, дают ощущение уверенности в себе и частично снимают тревогу и страх, что они не справятся.
7. Не забывайте про благодарность
Если ваш малыш справился с какой-либо деятельностью, или даже просто выполнил свои обязанности, не забывайте говорить ему слова благодарности. Подчеркивайте, что вы замечаете его старания и цените то, что он делает: «Я ценю, что ты вешаешь полотенце на место, мне это очень помогает. Спасибо!».
8. Подавайте хороший пример
Важно понимать, что дети в точности копируют поведение взрослых. И именно вы даете им образцы и модели поведения, на которые они ориентируются и которые используют. Требуя чего-то от ребенка, подумайте: а как вы сами это делаете? Например, странным будет запрещать ребенку есть перед телевизором, если вы сами не можете принимать пищу по-другому. Или заставлять ребенка заправлять постель, тогда как сами всегда оставляете ее не заправленной. Скажите вашему малышу «Смотри, я всегда чищу зубы с утра. Хочешь научу и тебя?». Быть похожим на своих родителей очень важно для детей. Используйте это, чтобы сформировать желаемое поведение!
9. Объясните, что значит «Нет!»
Отказывая в чем-то своему ребенку, постарайтесь не просто говорить «нет» — уточните, почему это ваше решение: «Ты правда так хочешь посмотреть мультфильм? Хотела бы я, чтобы ты мог это сделать. Я знаю, как сильно тебе этого хочется. Но сейчас мы должны обедать/идти в школу/и т.д.». Таким образом, вы дате ребенку понять, что замечаете его желание и выражаете сочувствие о невозможности его осуществления.
10. Просто любите!
Научитесь транслировать вашему ребенку, что вы любите именно его, а не его достижения или успехи. «Мне так повезло быть твоим родителем… Я люблю тебя несмотря ни на что!». Именно искренняя, безоценочная любовь родителей к своему ребенку является тем крепким фундаментом, на котором строятся надежные детско-родительские взаимоотношения. Ребенок, который ощущает себя любимым, растет более уверенным в себе и менее тревожным.
Используйте эти простые рекомендации, и со временем вы заметите, как изменится поведение вашего ребенка. Возникли вопросы или нужна индивидуальная консультация? Обращайтесь, буду рада помочь Вам! Возможны два варианта: очные встречи в городе Воронеже или онлайн-консультация по скайпу.
С заботой о Вас, гештальт-терапевт Мещерякова Ирина